Статьи
Р. Демьянов

СПОСОБЫ РЕКЛАМИРОВАНИЕ УСЛУГ ПЕРЕВОЗЧИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ: НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА

Разделы:
Рекламная деятельность; Организация деятельности по оказанию транспортных услуг; Экономика и управление на транспортных предприятиях




Перевозчики могут являться рекламодателями и размещать информацию об оказываемых ими транспортных услугах как на своих автомобилях, так и в различных средствах массовой информации.

        Способы рекламирования услуг перевозчика
Способы осуществления рекламы товаров, работ, услуг установлены в Федеральном законе от 13.03.2006 №38-ФЗ (Закон 38-ФЗ).

Самыми распространенными способами рекламы являются наружная стационарная реклама - стенды, вывески или указатели, и реклама на транспорте.

При этом, как ни странно, перевозчики, особенно те, кто осуществляет пассажирские перевозки, размещают обычно на своем транспортном средстве рекламу не своих услуг, а чужую рекламу, поскольку та приносит больше выгоды.

Кроме того, распространенным способом рекламирования является реклама в СМИ, в том числе сети Интернет.

Еще одним достаточно действенным методом рекламирования является использование известного бренда, под которым можно работать. Но, к сожалению, данный способ рекламирования не сильно распространен на рынке транспортных услуг.

        Наружная реклама

Эффективность наружной рекламы определяется ее местоположением и доступностью широкому кругу лиц.

Если транспортная компания воспользуется услугами рекламных агентств, то у нее не возникнет особых сложностей, все заботы по размещению наружной рекламы возьмет на себя агентство. Однако это существенно отразиться на стоимости рекламы.

Если такой вариант покажется дорогим, то транспортная компания может самостоятельно разместить наружную рекламу на вывеске или указателе. Однако есть несколько "но".

Установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения на ее установку, выданного владельцу такой конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается разместить наружную рекламу (п. 9 статьи 19 Закона 38-ФЗ). Самовольная установка рекламной конструкции без разрешения не допускается. В противном случае такая вывеска подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого она установлена.

Все сказанное справедливо в отношении рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке услуг.

В то же время не любая информация о компании, направлении ее деятельности является рекламой. На вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, не распространяется требование об обязательном получении разрешения на их установку (пп. 5 п. 2 статьи 2 Закона 38-ФЗ).

Сведения о компании, ее адресе и предоставляемых услугах, согласно статьи 9 Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (Закон 2300-1), доводятся до потребителей в обязательном порядке, и поэтому согласно Письму Минфина от 06.06.2006 №03-11-04/3/282 рекламой не считаются.

Если транспортная компания разместит на вывеске информацию о себе, своих координатах, режиме работы и видах оказываемых услуг, то такие сведения не могут рассматриваться как реклама. То же можно сказать об указании на вывеске только профиля деятельности (например, "транспортная компания"). Перечисленные сведения не подпадают под определение рекламы, и к ним не применяются требования по получению разрешения на размещение наружной рекламы (Письмо ФАС России от 15.02.2006 N АК/1893).

Кроме того, Закон 2300-1 не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно. Значит, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы следует принимать во внимание ее целевое назначение и особенности ее размещения. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то они могут быть квалифицированы как реклама.

Таким образом, получается, что транспортные компании находятся в большом плюсе, если они размещают на вывесках, плакатах, а также на транспортных средствах не рекламу, а информацию о себе и оказываемых услугах. В таком случае можно обойтись без разрешения на стационарную наружную рекламу, ведь информация, которую организация указывает в соответствии с Законом 2300-1, не признается рекламой, в том числе если она размещена на здании или транспортном средстве

Отметим также, что согласно статье 2 Гражданского кодекса размещение на транспортном средстве информации об оказываемых организацией услугах (в том числе таксомоторные перевозки пассажиров и багажа), а также о режиме работы, указание номера телефона диспетчерской службы не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность (Письмо Минфина от 05.06.2007 №03-11-04/3/204). Ведь прибыль в этом случае извлекается от использования транспортного средства для перевозок, а не от размещения на нем рекламы.

Поэтому изображение на транспортном средстве, например, логотипа компании и указание ее телефонов не является предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

Что же касается вопроса по учету расходов, связанных с размещением доводимой до сведения потребителей информации о транспортной компании, то с позиций бухгалтерского учета все расходы любой организации делятся между расходами по обычным видам деятельности и прочими расходами. Рассматриваемые затраты связаны с основным видом деятельности и поэтому более подходят к группе расходов по обычным видам деятельности.

Относительно вопроса включения в себестоимость перевозок затраты по размещению информации об организации и оказываемых ею услугах, то согласно Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утвержденной Минтрансом России 29.08.1995), ничего не говориться о включении в себестоимость расходов по размещению информации о компании, есть упоминание только о рекламных расходах, включаемых в себестоимость.

Однако это не значит, что рассматриваемые расходы в себестоимость включить нельзя. Список общехозяйственных расходов транспортного предприятия открытый, а в перечне затрат, которые не включаются в себестоимость перевозок, нет расходов по размещению и доведению информации о транспортной компании.

Таким образом, рассматриваемые расходы можно учесть в себестоимости оказываемых транспортных услуг как один из видов общехозяйственных расходов перевозчика. В налоговом учете организации затраты на размещение информации о компании, произведенные согласно действующему законодательству, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса).


Смотрите также: "Способы рекламирование услуг перевозчиков и транспортных компаний: реклама в СМИ и Интернете, розыгрыши".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)